вторник, декабря 01, 2009
Вы верите в бизнес-интуицию?
Лозунги, зазывающие на тренинг по развитию интуиции, гласят: "Вас никому не удастся обмануть в бизнесе!", "Вы больше никогда не будете проигрывать в казино!", "Вы сможете предвидеть будущее!". Те, кому действительно непросто добиться успеха в бизнесе, отдают мошенникам кровно заработанные, надеясь на чудо. Потому что поверить этим обещаниям могут только люди, напрочь лишенные этой чудесной способности. "Для успешного ведения бизнеса такие критерии, как опыт, удача и интуиция просто жизненно необходимы. Вряд ли есть люди, которые хоть раз в жизни не подключали свою интуицию для решения каких-либо вопросов. Ситуации могут быть абсолютно разного уровня сложности, иметь отношение к различным видам деятельности, но чаще всего интуиция остро необходима в разрешении срочных, сложных и неординарных вопросов", - считает Вера Тамко, руководитель департамента рекрутинга компании Staff Service (кадровый консалтинг, поиск и подбор персонала, штат - 20 чел.). "Интуиция более применима в ситуациях, когда явной информации недостаточно, но присутствует много догадок и другой непроверенной информации, когда времени на проверку и просчитывание просто нет, но есть опыт принятия решения в похожих ситуациях или знание о подобных случаях", - рассказала Татьяна Пашкина, главный специалист отдела персонала СК "Allianz Украина" (штат - 450 чел.).
Удивительное - рядом
Пожалуй, ни одно другое качество не облачалось в такие мистические покровы. Однако в интуиции нет никакой мистики. "Бизнес-интуиция - это не просто некое врожденное свойство, это коктейль из многих компонентов", - считает Павел Литвин, генеральный директор компании СК "Наста". Первый "ингредиент" - глубокие знания рынка, на котором работаешь, понимание ситуации, вводные для принятия решений. Второй - это умение анализировать, сравнивать, видеть аналогии и схожесть в логике развития ситуаций и процессов. Сюда же можно отнести и умение экстраполировать - корректно переносить опыт, полученный в конкретной ситуации, на случаи, которые могут иметь место в будущем. При этом ошибки менеджеров - зачастую не меньше, чем удачные решения - помогают научиться чувствовать обстоятельства, доверять не только очевидным фактам, но и предугадывать развитие событий. В качестве примера бизнес-интуиции я могу привести продажу "Правэкс-Банка". Сделка была проведена не позднее и не ранее, а в подходящее для продажи время".
"Интуиция зависит и от опыта, и от уверенности в себе, и от особенностей характера - склонен ли руководитель прислушиваться к внутреннему голосу или считает это блажью. Кроме того, некоторая часть интуиции построена на умении руководителя читать и понимать невербальные реакции собеседника. Как говорится, к делу это не пришьешь, но иногда способствует успешному проведению переговоров или, наоборот, пониманию того, что пора ставить точку", - считает Татьяна Пашкина. Аналогичной точки зрения придерживается и Андрей Теребов, руководитель консалтинговой компании "Альтаир" (рекрутинг, кадровый консалтинг, штат - 7 чел.) "Хотя интуицию преподносят как шестое чувство, это не так. Ведь, по сути, интуиция представляет собой продукт осознания ситуации на эмоциональном уровне. Просто нужно быть внимательным к своим чувствам и не бояться анализировать их. Например, после положительного исхода переговоров на душе у руководителя, как говорится, кошки скребут. Что-то не так, а что - непонятно. Можно отогнать эти мысли прочь, а можно попытаться понять - откуда они взялись. И может оказаться, что слова партнеров не совпадали с их невербальными сигналами - жестами и мимикой, в которые они неосознанно вкладывали свои сомнения или несогласие", - поясняет собеседник "ВД". И если в таком случае "руководитель, полагаясь на свою интуицию, принимает решение не работать с данным поставщиком, несмотря на его отличную репутацию на рынке и другие преимущества, впоследствии он оказывается прав, так как данная компания, допустим, по причине реорганизации срывает сроки поставок и подводит своих партнеров", - считает Вера Тамко.
Не ошибиться
Принято считать, что интуиция - это врожденное чувство, и многие люди ошибочно думают, что лишены столь ценного помощника. "Любое качество можно не просто развивать, но и доводить до совершенства, конечно же, путем проб и ошибок. Интуиция должна обязательно подкрепляться опытом в той или иной сфере, знаниями, опытом разрешения аналогичных ситуаций, наблюдательностью и умением слушать и слышать свой внутренний голос. Как правило, первое, что приходит в голову, и называется интуицией, и лучше всего зафиксировать эту мысль, а потом подключить опыт и знания. Хорошо, если оба подхода подскажут одно верное решение, а если нет? Вот тогда и нужно выбирать. Проделав эти комбинации несколько раз - возможно десятки, сотни и тысячи - и получив нужный результат, можно научиться работать со своей интуицией", - рассказывает Вера Тамко.
Однако для тех, кто не готов к самостоятельному поиску своего внутреннего голоса, рынок тренинговых услуг предлагает массу продуктов самого разного качества. В том числе и абсолютно бесполезных. "На тренинги приходят люди разного уровня подготовки. И, несомненно, есть личности, которые рассматривают интуицию как нечто мистическое и ждут именно волшебства. Но программа тренингов должна быть рассчитана таким образом, чтобы человек самостоятельно включался в работу над внутренним миром", - уверена Людмила Гавришенко, психолог, бизнес-тренер.
Поэтому, по мнению г-жи Гавришенко, тренинг по развитию интуиции должен содержать и такие позиции, как проработка внутренних установок человека, которые сформировались с рождения, выведение их из сферы подсознательного и замена негативных установок на позитивные, а также работу с телом с целью снятия психологических зажимов. Определить, насколько полезен или бесполезен может оказаться тренинг, можно и ориентируясь на его программу и характер упражнений. "Подход к выбору тренинга по развитию интуиции должен быть максимально рациональным. Ведь понятие "интуиция" наполнено для каждого собственным смыслом, а кроме того, определить его эффективность практически невозможно, ведь оценка будет очень субъективной", - утверждает Андрей Теребов.
Передай другому
Ну а что делать, если у руководителя нет ни времени, ни желания заниматься "пустяками", пытаясь наладить диалог со своим внутренним голосом? Г-н Теребов советует в таком случае собрать вокруг себя способных помощников, которые обладают этим качеством от природы. "Иметь профессиональную интуицию совершенно необходимо для всех, в чьи функциональные обязанности входит работа с персоналом: руководителей, специалистов по персоналу, менеджеров по сбыту. Поэтому, выбирая претендентов на вакантные должности, при составлении кейса, стоит включать задания "на интуицию". К примеру, в свое время мне было предложено задание определить профессию, возраст и дать характеристику трем специалистам компании, в которую трудоустраивался. Это происходило следующим образом: в переговорную комнату по очереди заходили эти люди, и я имел право задать каждому один вопрос, не касающийся его личной или профессиональной жизни. Затем оценивалось количество правильных предположений", - поведал Андрей Теребов.
В популярном сериале "Теория лжи" главный герой, специализирующийся на выявлении лживых сведений с помощью оценки малозаметных эмоциональных реакций, выбирает себе помощников, имеющих дар интуитивного определения того, говорит человек правду или лжет. И хотя более традиционная работа не требует таких выраженных талантов, Андрей Теребов советует все же не пренебрегать подобными заданиями. Ведь способность таких сотрудников к мгновенной оценке информации представляет собой весьма ценное приобретение для компании.
Автор: Наталья Науменко
« Ален Карр – лёгкий способ бросить КУРИТЬ »
Мой email для связи: oleg-se-zam@yandex.ru
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий